* Вход   * Регистрация * Альбомы    * FAQ    * Поиск
Текущее время: Чт мар 28, 2024 4:12 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Проект концепции развития УИС России до 2020 г.
СообщениеДобавлено: Сб сен 04, 2010 9:10 pm 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт апр 17, 2009 2:17 pm
Сообщений: 139
КОНЦЕПЦИЯ
Развития уголовно – исполнительной системы
Российской Федерации
до 2020года


(проект)


I. Введение.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации, предусматривающего совершенствование уголовного, уголовно-процессуального, административного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации с участием заинтересованных органов государственной власти проводится работа
по изменению уголовной и уголовно-исполнительной политики государства
с учетом необходимости сохранения в России нравственно устойчивой социальной и демографической структуры общества, сбережения человека,
его репродуктивной и социальной функции.
Многие вопросы, влияющие на эффективность деятельности уголовно-исполнительной системы (далее – УИС), выходят за рамки Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года
(далее – Концепция). Между тем они принципиально влияют на условия,
в которых будет функционировать УИС, и результативность исполнения наказаний.
Эффективность деятельности УИС во многом зависит от работы других правоохранительных органов. Отсутствие специального досудебного изучения личности правонарушителя с целью выработки рекомендаций для суда в части избрания меры пресечения или вида наказания нередко влечет ошибки, ведущие
к переполнению следственных изоляторов и исправительных учреждений.
Со стороны органов государственной власти не осуществляется должный контроль за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в том числе условно-досрочно и по отбытии срока наказания. На государственном уровне
не создана система оказания помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в решении вопросов их бытового и трудового устройства, что,
в конечном счете, влияет на результативность деятельности УИС.
Из исправительных учреждений ежегодно возвращается в общество более 260 тыс. человек. Отсутствие в государстве системной профилактической работы
с освобожденными из мест лишения свободы превращает УИС в автономную систему, обеспечивающую временную изоляцию преступников от общества
без обеспечения должной преемственности в работе с личностью, вступившей
в конфликт с законом и обществом.
В целях совершенствования уголовной политики государства и разрешения наиболее значимых для деятельности УИС проблем Министерством юстиции Российской Федерации разрабатываются предложения:
о переносе в оправданном объеме акцента на усиление административной ответственности и применение уголовных наказаний, не связанных с долгосрочной изоляцией человека от общества, вариативности назначаемых судом видов наказаний, а также стимулирование осужденных к ресоциализации после освобождения из мест лишения свободы;
по внесению изменений в уголовное законодательство, направленных
на декриминализацию ряда преступлений, усиление уголовной ответственности
по отдельным преступлениям, снижение минимальных и максимальных пределов санкций в ряде статей Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК), изменение квалифицирующих признаков преступлений, расширение оснований назначения наказания в виде лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении и расширение видов и оснований применения наказаний, альтернативных лишению свободы.
Одновременно подготавливаются предложения, направленные на усиление административного воздействия на лиц, совершивших общественно опасные деяния, в том числе по включению в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях деяний, исключенных из УК в связи
с их декриминализацией, и усилению ответственности за уклонение от отбывания административных наказаний;
по изменению действующего законодательства в части минимизации избрания меры пресечения в виде ареста следственными органами и судами, в том числе путем расширения применения мер пресечения, не связанных с изоляцией подозреваемого и обвиняемого (личного поручительства, залога, домашнего ареста и др.), и ограничения возможности продления сроков содержания
под стражей.
Концепция разработана с учетом предлагаемых изменений уголовного, уголовно-процессуального, административного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, дальнейшего совершенствования контроля за деятельностью УИС, в том числе судебного, а также прокурорского надзора за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.

II. Общая характеристика и современное состояние
уголовно-исполнительной системы


Уголовно-исполнительная система является элементом правоохранительной системы государства и представляет собой совокупность учреждений и органов, выполняющих функции по исполнению назначенных судами уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, а также судебных решений
о применении меры пресечения в виде содержания под стражей, по охране
и конвоированию осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
По состоянию на 1 января 2010 г. в учреждениях УИС, обеспечивающих изоляцию от общества, содержалось 864,0 тыс. человек, в том числе:
в 226 следственных изоляторах и 164 помещениях, функционирующих
в режиме следственных изоляторов при колониях, – 131,4 тыс. человек;
в 755 исправительных колониях – 723,9 тыс. человек;
в 7 тюрьмах – 2,8 тыс. человек;
в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних – 5,9 тыс. человек.
В учреждениях содержалось 69,1 тыс. женщин. При 11 из 47 исправительных колоний, предназначенных для отбывания наказания женщин, имелись дома ребенка, в которых проживало 846 детей.
В 2467 уголовно-исполнительных инспекциях состояло на учете 534,4 тыс. человек, осужденных условно или к отбыванию наказаний, не связанных
с изоляцией их от общества.
Конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, обеспечивают специальные подразделения по конвоированию (32 управления
и 39 отделов), которыми ежегодно перемещаются более 2 млн. человек.
Медицинское обслуживание осужденных и лиц, содержащихся под стражей, осуществляют медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, а также 131 больница различного профиля, 59 лечебных исправительных учреждений
для больных туберкулезом и 9 лечебно-исправительных учреждений для больных наркоманией.
Для обеспечения трудовой занятости осужденных организован производственный комплекс, в который входят 313 федеральных государственных унитарных предприятий, 505 центров трудовой адаптации осужденных,
37 лечебно- и 40 учебно-производственных мастерских.
Общеобразовательное обучение осужденных организовано в 315 вечерних общеобразовательных школах и 521 учебно-консультационном пункте,
339 профессиональных училищах. В целях обеспечения свободы совести
и вероисповедания осужденных действуют 510 культовых сооружений
и 734 молитвенные комнаты.
Управление учреждениями, исполняющими наказания, осуществляют территориальные органы УИС в субъектах Российской Федерации и федеральный орган управления – Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), находящаяся в ведении Министерства юстиции Российской Федерации.
Штатная численность работников УИС составляет 350,7 тыс. человек, в том числе аттестованных сотрудников – 259,7 тыс. человек.
Медицинское обслуживание личного состава осуществляют 47 учреждений здравоохранения, в том числе 25 центров медицинской и социальной реабилитации, 13 больниц, 6 военно-врачебных комиссий и 3 санатория.
Профессиональную подготовку личного состава УИС обеспечивают
8 учреждений высшего профессионального образования с 7 филиалами, в том числе Академия права и управления, 74 учебных центра и пункта, институт повышения квалификации.
В составе УИС имеются научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательский институт информационных
и производственных технологий с 3 филиалами, Объединенная редакция, издающая журналы «Преступление и наказание», «Ведомости УИС», газету «Казенный дом».
Принимаемые меры, в том числе ежегодное увеличение объемов бюджетных средств, выделяемых на содержание УИС, позволили добиться определенных позитивных результатов в развитии УИС, улучшить условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в том числе их размещение, питание, вещевое и медицинское обеспечение.
Совершенствуется законодательство Российской Федерации, практика назначения наказаний и избрания меры пресечения в виде содержания
под стражей, введены новые виды наказаний, альтернативные лишению свободы.
Вместе с тем после существенного снижения в 2000-2005 годах численности осужденных, в течение последующих трех лет, несмотря на сокращение уровня преступности в стране, она увеличилась на 132,8 тыс. человек или на 22 процента.
Общее количество лиц, содержащихся под стражей, остаётся стабильно высоким, а в некоторых регионах их число значительно превышает количество мест в следственных изоляторах (далее – СИЗО). По объективным причинам темпы строительства и реконструкции исправительных учреждений (далее – ИУ) и СИЗО не соответствуют динамике роста численности осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Вследствие этого ряд учреждений переполнены, установленные лимиты в них превышены на 20 – 40 процентов.
В свою очередь, переполнение учреждений ведёт к общему ухудшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, нарушению предусмотренных законом прав и интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, увеличивает нагрузку на работников УИС, создаёт конфликтные ситуации, несмотря на то, что ежегодно в среднем более 70 тыс. подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений освобождаются из-под стражи в связи с изменением меры пресечения на не связанную с изоляцией
от общества, либо с осуждением к наказанию, не связанному с лишением свободы.
Гуманизация уголовной политики в течение последних 15 лет не могла
не оказать влияние на состав осужденных к лишению свободы, они стали отличаться большей криминогенностью и социальной запущенностью.
За несколько лет количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возросло вдвое и достигло двух третей общей численности осужденных к лишению свободы. Более четверти осужденных приговорены
к длительным срокам лишения свободы, почти половина – отбывает наказание второй раз и более.
Более 80 процентов осужденных при поступлении в учреждения УИС
не имели профессиональных и трудовых навыков либо их утратили. Около 50 тыс. осужденных нуждаются в получении обязательного основного общего образования.
Более 90 процентов или 800 тыс. осужденных и лиц, содержащихся в СИЗО, состоят на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, около 300 тыс. – больны социально-значимыми заболеваниями, в том числе 77,7 тыс. – психическими расстройствами, 43,1 тыс. – активным туберкулезом, 47,9 тыс. – ВИЧ-инфекцией, 53,6 тыс. – наркоманией, 27,6 тыс. – алкоголизмом, 33,8 тыс. – вирусным гепатитом. Более 37,6 процента осужденных являются нетрудоспособными или ограниченно трудоспособными инвалидами.
В связи с усложнившимся составом осужденных значительно возросла нагрузка на работников УИС, участились связанные со служебной деятельностью случаи угроз в их адрес и нападений на них.
Проблема противодействия криминальным структурам требует решения целого комплекса вопросов, связанных с организацией надлежащего взаимодействия правоохранительных органов по нейтрализации внешних
и внутренних факторов, создающих угрозу нормальному функционированию ИУ, то есть угроз со стороны находящихся на свободе криминальных «авторитетов»
и угроз «внутри учреждения», исходящих от лидеров группировок осужденных отрицательной направленности.
Служба в УИС не считается престижной среди населения страны. Заработная плата работников УИС в крупных городах и промышленно развитых регионах Российской Федерации существенно меньше среднего дохода населения в этих регионах. Несоответствие денежного довольствия объему, сложности и характеру работы является основным мотивом увольнения работников УИС, снижения требовательности к персоналу.
Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, УИС во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными, развитие гражданского общества.
Указанные обстоятельства обусловили необходимость подготовки Концепции.

III. Общие положения Концепции. Ее цель и задачи

Концепция представляет систему принятых Правительством Российской Федерации взглядов и положений об основных направлениях, формах и методах совершенствования и развития УИС, ее взаимосвязях с государственными органами и институтами гражданского общества, предусматривающую правовое, научно-техническое, ресурсное и организационное обеспечение функционирования УИС на период до 2020 года.
Основными целями Концепции являются:
повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными
и потребностей общественного развития;
сокращение уровня рецидивной преступности лиц, отбывших наказание,
за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи данным лицам;
гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
совершенствование уголовно-исполнительной политики, организация исполнения наказаний, направленная на социализацию осужденных;
изменение структуры УИС, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ
от отрядной формы содержания осужденных;
осуществление строгой сепарации или раздельного содержания осужденных в соответствии с их уголовно-правовыми и криминологическими характеристиками;
разработка форм воспитательной работы, организации образовательного обучения и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания;
совершенствование управления учреждениями УИС с учетом их новой структуры и необходимости обеспечения постоянного ведомственного контроля;
обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников УИС;
укрепление материальной базы СИЗО, ИУ, уголовно-исполнительных инспекций;
создание благоприятных условий для участия общественности в решении стоящих перед УИС задач;
повышение эффективности содержания под стражей лиц, подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений, развитие альтернативных заключению под стражу мер пресечения;
модернизация и оптимизация системы охраны ИУ и СИЗО;
изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе;
расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных
с лишением свободы;
развитие научных основ, внедрение достижений научно-технического прогресса в практику исполнения наказаний;
совершенствование ведомственного контроля за деятельностью УИС, обеспечение гласности в деятельности УИС, её подконтрольности институтам гражданского общества;
развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.

IV. Основные направления развития УИС

1. Совершенствование уголовно-исполнительной политики

В рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики предполагаются:
поиск новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными. Закрепление
в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных;
дополнение системы поощрений иными стимулами к правопослушному поведению осужденных и активной ресоциализации;
дифференциация содержания осужденных в зависимости от характера
и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, поведения
во время отбывания наказания, криминального опыта (раздельное содержание впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, расширение оснований направления в колонию-поселение,
с одной стороны, и перевода на тюремный режим, с другой);
закрепление в законодательстве новых форм надзора за поведением осужденных с использованием электронного мониторинга глобальных навигационных систем ГЛОНАСС и GPS;
применение электронных средств контроля по месту жительства подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений в качестве альтернативы содержанию под стражей;
оптимизация размещения мест отбывания наказания на территории страны,
в том числе для сохранения социально полезных связей осужденных, доступности места отбывания наказания для родственников, за исключением случаев, требующих изоляции членов организованного преступного сообщества, а также обеспечения безопасности самого осужденного.

2. Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания
в виде лишения свободы, и совершенствование их
организационно-структурного построения

Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, предполагает:
разработку основанных на стандартах Европейских тюремных (пенитенциарных) правил (2006 год) моделей тюрьмы и колонии-поселения
с учетом требований безопасности общества и персонала УИС, а также реализации целей исправления осужденных;
разработку технической документации, финансово-экономического обоснования, архитектурных проектов тюремных зданий, отвечающих требованиям европейских стандартов;
изменение видов исправительных учреждений для содержания осужденных в местах лишения свободы с фактическим прекращением их коллективного содержания, являющегося питательной средой для криминальной субкультуры, постоянного пребывания осужденных в состоянии стресса, обусловленного необходимостью лавирования между требованиями администрации и основной массы осужденных;
раздельное содержание осужденных к лишению свободы, способных
к ресоциализации с учетом тяжести и общественной опасности совершенных ими преступлений, сведений об их личности, поведения в местах лишения свободы, отношения к совершенному преступлению, с одной стороны, и осужденных, совершивших особо тяжкие преступления, прочно усвоивших и распространяющих криминальную субкультуру, с другой;
замену существующей системы ИУ на два основных вида учреждений – тюрьмы и колонии-поселения, при сохранении учреждений, созданных
для выполнения специальных задач, – лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений. Преобразование воспитательных колоний
для несовершеннолетних в воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте.
Планируется создание следующих видов учреждений в УИС
с предварительным внесением изменений в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации:
а) СИЗО – для содержания:
лиц, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, до вступления в силу приговоров суда;
осужденных к лишению свободы, оставленных для выполнения работ
по хозяйственному обслуживанию;
осужденных, следующих транзитом;
б) колонии-поселения с обычным наблюдением – для содержания:
лиц, совершивших преступления по неосторожности и ранее не отбывавших наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, против общественной безопасности, разбойные нападения, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
осужденных к лишению свободы впервые за совершение преступлений небольшой и средней тяжести;
лиц, осужденных условно, но не соблюдавших предписанные условия
и в связи с этим направленных в места лишения свободы, и переведенных из иных мест изоляции от общества с обязательным привлечением к труду.
Осужденных в этих учреждениях предполагается содержать без охраны,
но под надзором администрации;
в) колонии-поселения с усиленным наблюдением – для содержания:
осужденных к лишению свободы за неосторожные преступления, но ранее осуждавшихся к наказаниям за совершение тяжких преступлений и преступлений против личности;
лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, и ранее осуждавшихся к наказаниям, не связанным с лишением свободы;
для лиц, переведенных из колоний-поселений с обычным наблюдением
и тюрем в виде санкции или поощрения, соответственно.
По решению суда с учетом характера преступления и данных о личности осужденного в колонии-поселения с усиленным наблюдением могут быть направлены лица, осужденные впервые за тяжкие преступления в сфере экономической деятельности, преступления против интересов службы
в коммерческих и иных организациях, преступления в сфере компьютерной информации, преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, если они признаны судом лицами, не представляющими опасности для жизни и здоровья граждан.
В колонии-поселении с усиленным наблюдением предполагается проживание осужденных в специально предназначенных для них общежитиях. Выход
за пределы колонии-поселения без разрешения администрации запрещается;
г) тюрьмы общего режима – для содержания:
лиц, впервые осужденных к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления;
осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, ранее осуждавшихся к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести;
лиц, совершивших в колониях-поселениях преступления небольшой
и средней тяжести либо переведенных туда из колоний-поселений или из тюрем усиленного режима в виде санкции или поощрения соответственно;
женщин.
Осужденных предполагается содержать в шестиместных камерах. Они выводятся на работу, могут проходить обучение в общеобразовательной школе
и профессиональном училище по очной форме обучения.
Для женщин, имеющих малолетних детей, предполагается улучшение условий отбывания наказания, сохранение домов ребенка при исправительных учреждениях, увеличение возраста детей, проживающих с матерями, лишенными свободы;
д) тюрьмы усиленного режима – для содержания лиц, ранее не менее двух раз отбывавших лишение свободы и вновь осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, направленных судом для отбывания наказания в данный вид учреждений либо переведенных туда из тюрем общего режима в виде санкции
за злостные и систематические нарушения режима содержания, попытки побега, дезорганизации работы учреждений, исполняющих наказания, подготовку
к преступной деятельности.
Осужденных предполагается содержать в двух- или четырёхместных камерах. Они выводятся на работу в рабочие камеры, могут проходить обучение
в общеобразовательной школе и профессиональном училище по дистанционной форме обучения;
е) тюрьмы особого режима – для содержания:
лиц, осужденных к лишению свободы за неоднократное совершение особо тяжких преступлений, в том числе при особо опасном рецидиве;
осужденных к пожизненному лишению свободы;
лиц, признанных активными членами и лидерами преступных сообществ, осужденных за тяжкие преступления террористической и экстремистской направленности.
Осужденных предполагается размещать в двухместных камерах. На работу они не выводятся, могут обучаться по дистанционной форме обучения.
В тюрьмах особого режима планируется создание отдельных блоков
для осужденных, отбывающих наказания к пожизненному лишению свободы.
Условия отбывания лишения свободы в тюрьме особого режима
для осужденных, отбывающих наказания к пожизненному лишению свободы, совпадают с условиями, определенными статьей 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК).
В тюрьмах общего, усиленного и особого режима осужденные отбывают наказание в обычных, облегченных и строгих условиях в зависимости от отбытого срока наказания и поведения в местах лишения свободы;
ж) воспитательные центры – для содержания осужденных к лишению свободы, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте.
Воспитательный центр – исправительное учреждение, создаваемое
для отбывания наказания в виде лишения свободы лицами, осуждёнными
в несовершеннолетнем возрасте, обеспечивающее непрерывный и завершённый цикл исправительного воздействия с момента заключения под стражу
и до окончания срока наказания на основе единого учебно-воспитательного процесса и социальной работы.
В структуре воспитательного центра предполагается создание:
помещения, функционирующего в режиме следственного изолятора (ПФРСИ), – для содержания подозреваемых и обвиняемых;
участка, функционирующего в режиме традиционной воспитательной колонии, – для содержания осужденных до достижения ими возраста 18 лет;
участка, функционирующего в режиме тюрьмы общего режима, – для содержания отрицательно характеризующихся осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет;
участка, функционирующего в режиме колонии-поселения с обычным наблюдением, – для содержания положительно характеризующихся осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет;
социально-реабилитационного центра, – для содержания осужденных, переведенных в льготные условия отбывания наказаний для подготовки
к освобождению.
Деятельность ПФРСИ будет регламентироваться нормативными правовыми актами в сфере содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых
в совершении преступлений.
Деятельность участка, функционирующего в режиме воспитательной колонии, предлагается регулировать нормами УИК без изменений.
Участки, функционирующие в режиме тюрьмы общего режима и колонии-поселения с обычным наблюдением, будут функционировать в соответствии
с нормами, принятыми в связи с изменением законодательства.
Социально-реабилитационный центр для содержания осужденных, переведенных в льготные условия отбывания наказаний, будет работать в рамках положений законодательства, предусмотренных для льготных условий отбывания наказания.
з) лечебно-исправительные и лечебно-профилактические учреждения
(с обычным и усиленным наблюдением) – для содержания лиц, осужденных
к лишению свободы и страдающих тяжкими заболеваниями и наркотической зависимостью.
Планируется создание новой структуры учреждений УИС, включающей:
196 СИЗО с условиями содержания, соответствующими стандартам Европейских тюремных (пенитенциарных) правил (2006 год);
210 колоний-поселений, в том числе с усиленным наблюдением;
246 тюрем общего режима с лимитом 1000 мест каждая, в том числе
58 тюрем общего режима для женщин с лимитом 1000 мест каждая;
161 тюрьму усиленного режима с лимитом 1000 мест каждая;
21 тюрьму особого режима с лимитом 400 мест каждая;
84 лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждения;
33 воспитательных центра для несовершеннолетних.
В соответствии с предполагаемым изменением численности осужденных
и лиц, содержащихся под стражей, количество учреждений может быть изменено.
Направление осужденных в ИУ нового вида будет осуществляться
по решению суда с учетом требований статьи 10 УК при строгом соблюдении правил раздельного содержания осужденных в соответствии с их социальной опасностью и личностными характеристиками.
Направление осужденных к лишению свободы в конкретный вид ИУ, исполняющего наказания, в том числе перевод в порядке санкции или поощрения, должно осуществляться исключительно по решению суда с учетом мнения администрации учреждений и общественных наблюдательных комиссий.

3. Повышение эффективности управления в УИС, использование
инновационных разработок и научного потенциала

Повышение эффективности управления в УИС, использование инновационных разработок и научного потенциала предполагает:
совершенствование ведомственного контроля, создание и использование комплексной системы непрерывного мониторинга и оценки деятельности территориальных органов и учреждений УИС;
регулярное проведение переписи осужденных и персонала в целях получения данных для принятия решений о дальнейшем реформировании УИС;
разработку основных целей и задач по интеграции с автоматизированными системами судебных и правоохранительных органов, соответствующих контрольным значениям показателей развития информационного общества
в Российской Федерации на период до 2015 года, установленных Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212, и Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. № Пр-1895;
реализацию среднесрочной перспективной Концепции развития службы документационного обеспечения УИС на период до 2011 года с учетом федеральных законов от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ
«О персональных данных», а также нормативных и методических документов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю о защите сведений, составляющих государственную тайну, и информации конфиденциального характера. Подготовка и реализация аналогичной концепции на период до 2020 года. Поэтапное, блочно-шаговое внедрение электронного делопроизводства, включая оснащение всех учреждений и органов УИС автоматизированными рабочими местами, перевод
в электронный вид 100 процентов документов архивов учреждений и органов УИС к 2020 году;
создание Главного информационного центра ФСИН России;
оптимизацию функций территориальных органов УИС;
совершенствование инфраструктуры информационно-телекоммуникационного и других видов обеспечения функционирования
и развития системы передачи и обработки данных, систем информационной безопасности и защиты информации;
создание резервного центра управления сетевыми ресурсами, позволяющего повысить надежность работы информационно-телекоммуникационной сети ФСИН России, хранения, архивирования и защиты информации;
повышение эффективности управления УИС и совершенствование процесса подготовки сил и средств к действиям в особых условиях;
обеспечение пользователям УИС возможности доступа к собственным ресурсам и к сети связи общего пользования, сетям взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти на основе межведомственных регламентов и соглашений;
предоставление осужденным и лицам, содержащимся под стражей, технической возможности использования широкого спектра телекоммуникационных услуг, в том числе средств видеоконференцсвязи, электронной почты и др.;
дальнейшее развитие сети специальной связи в целях обеспечения безопасности объектов и общей информационной безопасности УИС, участие
в создании и развитии межведомственных сетей передачи шифрованной информации органов государственной власти, организация на их основе межведомственного электронного документооборота, комплексов информационного взаимодействия;
активное использование научного потенциала ведомственных образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования. Обеспечение приоритетности диссертационных исследований, направленных на научный анализ актуальных проблем практической деятельности учреждений и органов ФСИН России, повышение требований к контролю качества образования;
формирование условий для проведения фундаментальных, поисковых
и прикладных исследований, развитие интеграционных процессов фундаментальной науки и образования, усиление взаимодействия ведомственных вузов и подразделений ФСИН России с академическими научными учреждениями;
усиление прогностической роли ведомственной науки, ориентация
ее научного потенциала на опережающее выявление тенденций и новых форм организации деятельности ИУ, разработку мер по предупреждению преступлений
в местах лишения свободы. Разработка комплексных мер упреждающего реагирования органов, исполняющих наказания, на прогнозируемые явления;
развитие научных исследований в УИС за счет эффективного использования материальных и кадровых ресурсов, привлекаемых в сферу научно-технической деятельности;
проведение научных исследований, соответствующих современному уровню развития пенитенциарных систем иностранных государств, на базе лабораторий, центров и научно-образовательных подразделений, сформированных
по предусмотренным в Концепции направлениям деятельности, в части использования новых технологий совершенствования организационно-структурного построения и деятельности УИС, криминологического изучения личности осужденных и лиц, содержащихся под стражей, подготовки прогнозов развития ситуации в учреждениях и органах, исполняющих наказания, а также
в сферах безопасности и режима, воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными, создания материально-бытовых условий содержания
и медицинского обслуживания осужденных, их трудовой адаптации
и профессиональной подготовки, развития альтернатив лишению свободы, кадрового обеспечения и повышения социального статуса работников УИС;
создание на базе высших учебных заведений ФСИН России научных лабораторий для обеспечения деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, по реализации основных положений Концепции;
оптимизацию системы привлечения образовательных учреждений ФСИН России к научным исследованиям актуальных проблем функционирования УИС. Повышение эффективности и уровня координации научных исследований;
привлечение научного потенциала учебных заведений ФСИН России
к разработке, апробации и внедрению методологии измерения уровня сформированности специальных компетенций выпускников, методики (процедуры) и контрольно-измерительных материалов.

4. Обеспечение международных стандартов
обращения с осужденными в местах лишения свободы и лицами, содержащимися под стражей

4.1. В сфере режима и безопасности

Размещение осужденных в многоместных общежитиях делает невозможным пресечение нежелательных контактов между ними. Установленные в настоящее время законом принципы раздельного содержания осужденных не позволяют эффективно решать эту проблему.
В то же время преодоление угрозы сплочения криминально ориентированных осужденных и лиц, содержащихся под стражей, действий, дезорганизующих деятельность учреждений, не обеспечивается в условиях коллективного содержания указанной категории лиц.
С учетом этого предлагается:
дифференциация условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с целью обеспечения выполнения ими установленных правил режима содержания. Создание системы изучения факторов, способствующих эксцессам со стороны осужденных, с целью выработки упреждающих мер, действенных стимулов правопослушного поведения, усиления ответственности злостных нарушителей режима отбывания наказания;
создание прозрачной, справедливой, неукоснительно соблюдаемой
и контролируемой системы мотиваций осужденных к законопослушному поведению, влекущему изменение режима и вида исправительного учреждения, досрочное освобождение или замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Оптимизация участия администрации ИУ в реализации механизмов условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания с учетом поведения и личностных характеристик осужденных;
создание системы санкций в отношении осужденных, нарушающих режим отбывания наказания, влекущих временное ухудшение и ужесточение условий содержания (ограничение в обычном распорядке дня, пользовании дополнительными бытовыми услугами, телевещанием, участии в культурных мероприятиях), изменение режима и вида исправительного учреждения;
повышение эффективности надзора за поведением лиц, содержащихся в ИУ, на основе внедрения технических средств надзора, повышения качества подготовки работников УИС и улучшения условий несения службы. Создание системы дополнительных стимулов к повышению качества несения службы
в сфере режима и безопасности;
исключение практики противозаконного воздействия на осужденных, обеспечения дисциплины и порядка, предотвращения и раскрытия преступлений способами и методами, нарушающими закон и дискредитирующими уголовно-исполнительную политику государства;
разработка комплекса мер по формированию у работников УИС качеств, способствующих умению противостоять различным противоправным действиям
со стороны осужденных, а также мер ответственности за нарушение прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и мер по борьбе с коррупцией
в учреждениях УИС;
совершенствование мер предупреждения и пресечения возможных преступных связей личного состава УИС с осужденными, осужденных между собой и осужденных с лицами, находящимися за пределами ИУ;
создание системы противодействия преступным проявлениям осужденных
на основе применения современных инженерно-технических средств охраны
и надзора, новых технологий и подходов к организации безопасности объектов УИС, формирования единой технической политики в области их оснащения комплексами инженерно-технических средств охраны и надзора. Оснащение всех СИЗО и ИУ современными интегрированными системами безопасности;
применение комплекса индивидуальных профилактических мер сотрудниками УИС по предупреждению правонарушений, в том числе преступлений, совершаемых осужденными;
реализация Концепции совершенствования технической безопасности объектов УИС на период до 2020 года;
введение мониторинга за поведением осужденных с помощью технологий электронного контроля (видеонаблюдение, ГЛОНАСС/GPS-браслеты, технологии «беспроводного сервиса» местоположения объектов Wi-Fi и т.д.);
повышение уровня организации специальных перевозок путем совершенствования нормативной правовой базы, оптимизации маршрутов конвоирования и улучшения взаимодействия с государственными органами
и другими структурами, задействованными при выполнении перевозок осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
использование систем спутникового мониторинга за передвижением специальных автомобилей и специальных вагонов для перевозки осужденных. Оборудование специальных автомобилей современными средствами видеонаблюдения и связи;
модернизация системы охраны объектов УИС, включающей в себя:
совершенствование тактики применения сил и средств учреждений и органов УИС в обеспечении надежности охраны объектов;
повышение эффективности применения инженерно-технических средств охраны и надзора (далее – ИТСОН) в учреждениях и органах УИС;
совершенствование инженерно-технического оборудования охраняемых объектов за счет внедрения современных интегрированных систем безопасности
и видеонаблюдения;
наращивание плотности инженерных средств охраны в запретной зоне
и в пятнадцатиметровой полосе местности, прилегающей к ограждению внутренней запретной зоны, реконструкция ограждений с применением современных материалов и технологий;
внедрение мониторинга поведения и перемещения осужденных с помощью технологий электронного контроля;
использование спутниковой системы глобального позиционирования
для мониторинга передвижения специального транспорта для перевозки осужденных;
внедрение научных разработок, прогрессивных технологий, методик
и передового опыта применения ИТСОН в учреждениях и органах УИС;
повышение категории оборудования объектов комплексами ИТСОН.
оптимизация системы охраны объектов уголовно-исполнительной системы,
в том числе:
доведение оснащенности объектов УИС комплексами ИТСОН и системами видеонаблюдения до уровня, позволяющего гарантированно обеспечивать выполнение задач по охране объектов и соблюдению режима содержания;
обеспечение режима и надзора за счет оборудования объектов современными ИТСОН, повышение их надежности;
совершенствование охраны объектов за счет увеличения плотности противопобеговых заграждений, реконструкции ограждений, обеспечения необходимой освещенности запретной зоны и применения для оборудования рубежей обнаружения технических средств, разработанных на основе передовых технологий;
перевод охраны учреждений УИС на прогрессивные способы несения службы, позволяющие выполнять задачи по изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с привлечением оптимальной численности персонала;
совершенствование охраны и конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также средств их перемещения, в том числе:
своевременная замена списываемых специальных вагонов моделями новой конструкции и поэтапное доведение парка специальных вагонов до потребного количества;
переход к системе, предусматривающей оснащение специальных автомобилей полным комплексом технических средств охраны, надзора и связи на предприятии – изготовителе;
обновление технических средств охраны, надзора и средств связи, установленных на специальных транспортных средствах;
изучение и внедрение передового опыта использования инженерно-технических средств охраны и надзора, специальных средств, применяемых
при конвоировании осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Расширение контактов с пенитенциарными системами иностранных государств, международными неправительственными организациями, научно-исследовательскими, образовательными и научными центрами Организации Объединенных Наций, Совета Европы, Европейского Союза, стран Содружества Независимых Государств и дальнего зарубежья предполагает:
развитие международного сотрудничества, изучение и распространение зарубежного опыта в сфере исполнения наказаний и содержания под стражей, совместная подготовка специалистов для УИС, проведение научных исследований на основе реализации международных проектов;
участие в работе международных научных и практических конференций, других форумов по проблемам пенитенциарной практики, внедрения международных стандартов обращения с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, в деятельность УИС;
прохождение совместных стажировок, обучение персонала УИС формам
и методам работы с осужденными и лицами, содержащимися под стражей.

(продолжение следует)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проект концепции развития УИС России до 2020 г.
СообщениеДобавлено: Сб сен 04, 2010 9:13 pm 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт апр 17, 2009 2:17 pm
Сообщений: 139
(продолжение)

4.2. В сфере материально-бытовых условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей

В сфере материально-бытовых условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, предполагается:
завершение к 2017 году строительства и ввода в эксплуатацию 26 СИЗО, условия содержания в которых будут соответствовать европейским стандартам,
а также реконструкция объектов действующих СИЗО. Это позволит привести условия содержания подозреваемых и обвиняемых во всех СИЗО в соответствие
с законодательством Российской Федерации, устранить основания для обращений российских граждан в Европейский Суд по правам человека;
внесение изменений в федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 – 2016 годы)», предусматривающих перепрофилирование большей части существующих ИУ в тюрьмы и колонии-поселения;
обеспечение вещевым довольствием осужденных и лиц, содержащихся
под стражей, по действующим нормам в 2010 году – на 98 процентов, 2011 году – на 100 процентов. Разработка и утверждение в 2012 году новых видов вещевого довольствия, отвечающих международным стандартам и современным потребительским свойствам. Обеспечение новым вещевым довольствием осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в полном объеме к 2015 году;
выполнение санитарно-гигиенических требований к условиям содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в соответствии с установленными нормативами, в том числе повышение нормативов жилой площади
для осужденных;
совершенствование организации питания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в соответствии с международными стандартами;
обеспечение продовольственной безопасности и независимости УИС
от колебаний конъюнктуры рынка продуктов питания путем постоянного повышения уровня самообеспеченности учреждений УИС основными видами продовольствия в общем объеме финансирования на продовольственное обеспечение;
оптимизация системы закупок для нужд УИС в целях повышения
ее экономичности, эффективности и прозрачности. Переход на повсеместное использование электронных торгов по закупкам товаров, работ и услуг для нужд УИС.

4.3. В сфере медицинского обслуживания

В сфере медицинского обслуживания предполагается:
развитие ведомственной медицины как составной части отечественного здравоохранения, в соответствии с основными концептуальными направлениями совершенствования системы здравоохранения Российской Федерации;
обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи
на основе его рационального распределения между ведомственными учреждениями (подразделениями) здравоохранения УИС и учреждениями государственной (муниципальной) систем здравоохранения, исходя из принципов повышения ее доступности и качества;
оптимизация системы медико-санитарного обеспечения посредством постепенного снижения доли финансирования первичной медико-санитарной помощи за счет средств федерального бюджета, с поэтапным переходом
на обязательное медицинское страхование и концентрацией средств федерального бюджета на обеспечение целевых мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи;
участие в реализации федеральных целевых программ, приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, осуществляемых в Российской Федерации;
увеличение финансирования на медицинское обеспечение лиц, содержащихся в учреждениях УИС, до уровня подушевого норматива финансирования, устанавливаемого программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета, с учетом последовательного развития в УИС системы обязательного медицинского страхования;
приведение материально-технического оснащения медицинских частей, лечебно-профилактических учреждений, учреждений, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах УИС,
в соответствие с условиями и требованиями, устанавливаемыми при лицензировании деятельности в сфере здравоохранения, укрепление и развитие сети санитарно-гигиенических и бактериологических лабораторий;
при участии ведущих научно-исследовательских организаций в области здравоохранения разработка и внедрение современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации наиболее распространенных заболеваний с целью снижения уровня заболеваемости, инвалидности и смертности
в учреждениях УИС;
формирование системы мер для повышения мотивации обслуживаемых лиц к здоровому образу жизни, создание для этого необходимых условий;
реализация мер, направленных на совершенствование механизма предоставления медицинской помощи осужденным и лицам, содержащимся под стражей, в части поэтапного перехода к ее оказанию учреждениями здравоохранения, не входящими в УИС;
обеспечение преемственности в проведении медико-социальных мероприятий в отношении осужденных, страдающих социально значимыми заболеваниями, освобождающихся из мест лишения свободы.


4.4. В сфере трудовой деятельности и профессиональной
подготовки осужденных

В сфере трудовой деятельности и профессиональной подготовки осужденных предполагается:
создание условий для трудовой занятости осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения, совершенствование производственно-хозяйственной деятельности УИС и повышение экономической эффективности труда осужденных путем внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации;
широкое использование в качестве одного из основных способов ресоциализации вовлечения в трудовую деятельность осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях. Создание новых колоний-поселений
с усиленным наблюдением и тюрем общего режима в основном на базе существующих исправительных колоний, располагающих развитой и более конкурентоспособной производственной базой. Дислокация колоний-поселений
с обычным наблюдением с учетом географии региональных инвестиционных и производственных проектов в целях использования в ходе их реализации труда осужденных;
разработка новых принципов привлечения к труду осужденных в условиях тюремного содержания и строгой дифференциации их содержания. Создание небольших рабочих камер-мастерских и внедрение индивидуальных форм занятости;
установление для воспитательных центров специального налогового режима с целью направления доходов от труда осужденных на улучшение условий
их содержания;
создание дополнительных рабочих мест и развитие производственной
и социальной сферы УИС;
проведение совместной работы с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению квот предприятиям
и организациям для трудоустройства осужденных и льгот работодателям, предоставляющим для них рабочие места;
активное привлечение коммерческих предприятий к созданию производственных участков в колониях-поселениях;
расширение производства сельскохозяйственной продукции
и стимулирование создания колоний-поселений с сельскохозяйственным производством в зонах с благоприятными климатическими условиями;
разработка наиболее перспективных направлений производственной деятельности учреждений УИС в целях приоритетного обеспечения нужд УИС собственным производством и выпуска конкурентоспособной продукции. Обновление производственной базы учреждений УИС с учетом сформулированных направлений и приоритетов производственной деятельности. Оптимизация деятельности по контрактации выпускаемой продукции;
оптимизация системы оплаты труда осужденных в целях повышения возможностей компенсации ущерба потерпевшим от преступлений и государству, а также стимулирования осужденных к ресоциализации через труд и поведение;
усиление трудовых гарантий для работающих осужденных, осуществление своевременного пересмотра расценок по оплате их труда, в том числе размера части заработанных денежных средств, направляемых на лицевой счет осужденного;
определение прогнозных потребностей в рабочих специальностях
и специалистах по отраслям и регионам по укрупненным группам профессий, востребованным на рынке труда;
совершенствование и развитие системы начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных. Сохранение, передислокация, перепрофилирование и создание новых федеральных бюджетных образовательных учреждений начального профессионального образования – профессиональных училищ (юридических лиц, реализующих все формы организации образовательного процесса с различным объёмом обязательных занятий осужденных, имеющих лицензии на право образовательной деятельности, государственную аккредитацию, право на выдачу государственного документа
об образовании) в колониях-поселениях всех видов, тюрьмах общего режима, тюрьмах усиленного режима, воспитательных центрах;
внесение в уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации об образовании и в иные нормативные правовые акты изменений, учитывающих специфику деятельности профессиональных училищ в ИУ, в части установления особых требований
к подбору работников, регламенту взаимодействия училища и учреждения УИС, внедрения унифицированных норм расчёта финансового обеспечения профессиональных училищ;
осуществление профессионального обучения и профессиональной подготовки осужденных с учетом результатов мониторинга прогнозных потребностей в рабочих кадрах учреждений УИС и региональных рынков труда,
в том числе по дефицитным рабочим специальностям, в целях создания высоких гарантий трудоустройства и возвращения в общество законопослушных граждан;
участие учреждений и органов УИС в региональных целевых программах занятости населения и развитии системы социального партнёрства в сфере подготовки рабочих кадров из числа осужденных;
разработка программ профессиональной подготовки с учётом заявок
от региональных органов власти и профильных министерств;
внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части распространения отдельных законодательных норм, связанных с обучением
и трудоустройством безработных граждан, на осужденных, не имеющих работы
и профессии.

4.5. В сфере социальной, психологической, воспитательной и
образовательной работы с осужденными

В сфере социальной, психологической, воспитательной и образовательной работы с осужденными предполагается:
создание прозрачной, справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению, включая обновление механизмов условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
предоставление возможности в зависимости от поведения и деятельного раскаяния изменения условий отбывания наказания, а также по решению суда – изменения вида ИУ.
В колониях-поселениях с обычным наблюдением осужденный может быть освобожден условно-досрочно при отсутствии взысканий и отбытии 1/2 срока назначенного наказания.
В колониях-поселениях с усиленным наблюдением при отсутствии взысканий осужденный может быть освобожден условно-досрочно по отбытии 2/3 срока назначенного наказания.
В тюрьме общего режима при отсутствии взысканий по отбытии 2/3 срока наказания осужденный из обычных условий содержания переводится
в облегченные условия, в которых содержится не менее шести месяцев,
по истечении этого срока может быть рассмотрен вопрос о его условно-досрочном освобождении.
По отбытии 1/2 срока наказания при отсутствии взысканий по решению суда осужденный может быть переведен в колонию-поселение усиленного наблюдения.
В тюрьме усиленного режима при отсутствии взысканий осужденный
по отбытии 2/3 срока наказания может быть переведен из обычных в облегченные условия содержания, в которых он содержится не менее года, по истечении этого срока может быть рассмотрен вопрос о его условно-досрочном освобождении
По отбытии 1/2 срока наказания по решению суда осужденный может быть переведен в тюрьму общего режима.
В тюрьме особого режима при отсутствии взысканий осужденный
по отбытии 3/4 срока наказания может быть переведен в облегченные условия содержания, в которых он должен содержаться не менее года, по истечении этого срока может быть рассмотрен вопрос о его условно-досрочном освобождении.
По отбытии 3/4 срока наказания по решению суда осужденный может быть переведен в тюрьму усиленного режима.
Вопрос об условно-досрочном освобождении осужденного, отбывающего наказание к пожизненному лишению свободы, может быть рассмотрен
при отсутствии у него злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет и по отбытии наказания не менее чем в течение двадцати пяти лет.
Перевод в другие исправительные учреждения в отношении этой категории осужденных не предусматривается.
В воспитательном центре при отсутствии взысканий осужденный по отбытии 1/2 срока наказания переводится в льготные условия, в которых он содержится не менее трех месяцев. По истечении этого срока может быть рассмотрен вопрос о его условно-досрочном освобождении.
Вопрос об условно-досрочном освобождении может быть рассмотрен в отношении осужденного, содержащегося в обычных и облегченных условиях, по отбытии 2/3 срока наказания, а в строгих условиях – 3/4 срока наказания.
В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях вопрос о возможности условно-досрочного освобождения осужденного рассматривается судом, исходя из условий, предусмотренных для осужденных того вида исправительного учреждения, который назначен ему судом.
В отношении осужденных, нарушающих режим, придерживающихся асоциальной субкультуры, подстрекающих осужденных к сопротивлению администрации ИУ, администрация исправительного учреждения вправе ходатайствовать перед судом о переводе их в учреждение более строгого вида
(из колонии-поселения с обычным наблюдением в колонию-поселение усиленного наблюдения, из колонии-поселения усиленного наблюдения в тюрьму общего режима, из тюрьмы общего режима в тюрьму усиленного режима).
В связи с ликвидацией помещений камерного типа и единых помещений камерного типа предлагается внесение изменений в законодательство, предусматривающих продление сроков пребывания в штрафном изоляторе.
Кроме того, предполагается:
разработка мер дисциплинарного воздействия за незначительные правонарушения (запрет на занятия спортом и на участие в культурных мероприятиях, запрет пользования телевизором и прессой, литературой развлекательного характера и т.п.) и новых мер поощрения, применяемых
к осужденным, а также к подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в СИЗО;
усиление воспитательной работы в отношении осужденных, способных
к ресоциализации, с особым акцентом на вовлечение их в трудовую деятельность, приобретение профессии или переквалификацию;
развитие в единстве и взаимосвязи социальной, психологической
и воспитательной работы с осужденными в новых видах ИУ в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации
в обществе после освобождения;
оптимизация социальной, психологической и воспитательной работы
с осужденными на основе функционального взаимодействия сотрудников всех служб ИУ и территориальных органов ФСИН России с привлечением
к исправительному процессу представителей органов исполнительной власти,
а также институтов гражданского общества;
поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному, с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики, в условиях отказа
от бригадно-отрядной формы организации жизни осужденных;
совершенствование духовно-нравственного и патриотического воспитания осужденных. Планирование, организация и проведение в ИУ воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие у осужденных стремления к общественно-полезной деятельности, соблюдению требований законов и принятых в обществе правил поведения;
использование широкого сотрудничества со структурами гражданского общества, политическими партиями, общественными объединениями, деятельность которых может быть полезна для гуманитарно-воспитательного воздействия на осужденных. Активизация взаимодействия с традиционными конфессиями, в частности, обеспечение возможности участия в религиозных обрядах осужденным – верующим традиционных конфессий; организация систематического воспитательного воздействия священнослужителей традиционных конфессий на осужденных; повсеместное распространение позитивной практики создания религиозных общин в ИУ; реализация совместных
с традиционными конфессиями гуманитарных проектов (в качестве примера – совместный с журналом «Фома» проект «Добрая воля»);
расширение форм организации культурного досуга осужденных, клубной
и кружковой работы, привлечение к этой работе деятелей искусства, культуры
и спорта, в том числе имеющих широкую известность и позитивный авторитет. Пополнение библиотечных фондов;
повышение требований к научному и методическому уровню психодиагностической и психокоррекционной работы; разработка и развитие психотерапевтического направления работы психолога; совершенствование научно-технического обеспечения деятельности психолога; оптимизация диагностического инструментария психолога и объема психодиагностической работы; внедрение инновационных технологий, адаптация передового отечественного и зарубежного опыта работы;
разработка новых подходов к формированию самодеятельных организаций осужденных с учетом интересов и потребностей в них самих осужденных. Совершенствование правового регулирования их деятельности;
закрепление в законодательстве социальной и психологической работы
в качестве средств исправления осужденных. Определение основных форм социальной работы с осужденными, разработка норматива штатной численности социальных работников, приведение их численности в ИУ в соответствии
с требованиями практики и научно обоснованными нормативами;
внедрение современных технологий социальной помощи, защиты
и поддержки в отношении наиболее социально уязвимых категорий осужденных,
а также конкретной личности на всех этапах отбывания наказания;
дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными общего, начального, среднего и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения. Разработка и внедрение специальных методик обучения, учитывающих уровень умственного развития
и педагогической запущенности осужденных, а также образовательных
и коррекционных программ работы с различными категориями осужденных;
повышение требований к научному и методическому уровню психодиагностической и психокоррекционной работы с осужденными;
повышение роли высших образовательных учреждений ФСИН России
и межрегиональных психологических лабораторий территориальных органов УИС в разработке и проведении научно-прикладных исследований, внедрении диагностических программ и инновационных технологий психологической работы с осужденными, адаптации передового отечественного и зарубежного опыта работы;
совершенствование научно-технического обеспечения деятельности психолога, оптимизация его диагностического инструментария за счет внедрения автоматизированной диагностической программы «Psychometrik Expert»
и формирования единого банка экспериментальных данных, позволяющего выделять ведущие криминогенные качества у осужденных за различные виды преступлений, оказывать индивидуальное и дифференцированное психологическое воздействие;
разработка для лиц, осужденных за различные виды преступлений (экстремистскую и террористическую деятельность, сексуальные преступления, корыстные преступления и др.), базовых (обязательных) психокоррекционных программ для формирования социальной направленности осужденных, профилактики деструктивных проявлений, их ресоциализации и дальнейшей интеграции в общество;
разработка и развитие психотерапевтического направления работы психолога, создание при учреждениях УИС отделений социально-психологической реабилитации с целью оказания профильной психологической помощи осужденным, имеющим алкогольную и наркотическую зависимости, психические аномалии;
организация деятельности психологической службы УИС в соответствии
с международными стандартами, уголовно-исполнительным законодательством, приведение штатной численности психологической службы УИС в соответствие
с потребностями практики с целью оказания психологической помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным на каждом из этапов лишения свободы.



5. Привлечение общественности к социальной помощи и воспитательной работе с осужденными, совершенствование сотрудничества с институтами гражданского общества. Создание условий для осуществления общественного контроля за деятельностью УИС

В рамках реализации указанного направления предполагается:
обеспечение прозрачности в деятельности УИС на основе широкого привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний, осуществления общественного контроля за деятельностью УИС
с участием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, сотрудничества
с неправительственными организациями, со средствами массовой информации, изучения общественного мнения о работе учреждений и органов ФСИН России. Разъяснение имеющих публичное значение аспектов уголовно-исполнительной политики, прав и обязанностей осужденных, их родственников, близких
и юридических консультантов; публичная реакция на получившие общественный резонанс запросы и жалобы в адрес учреждений УИС;
повышение роли общественных наблюдательных комиссий, в частности,
их участие в обеспечении деятельности институтов условно-досрочного освобождения, обжаловании действий администрации учреждений, подготовке решений об изменении вида режима и ИУ в качестве поощрения или санкции, применяемых к осужденному;
взаимодействие с представителями средств массовой информации в вопросах освещения мер, направленных на обеспечение надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, повышения престижности службы
в УИС, противодействия дискредитации ее деятельности. Содействие формированию в обществе позитивного и уважительного отношения к труду работников УИС, их роли в обеспечении общественной безопасности;
расширение практики размещения актуальной информации на официальных интернет-сайтах ФСИН России и ее территориальных органов, а также крупных информационных агентств;
повышение роли общественных советов при ФСИН России
и ее территориальных органах как координаторов взаимодействия с институтами гражданского общества;
активное включение в воспитательный процесс деятелей культуры
и искусства, известных спортсменов, представителей молодежных движений
и организаций, зарегистрированных в установленном порядке;
содействие реализации общественно-гуманитарных проектов, в рамках которых создаются дополнительные стимулы к законопослушному поведению осужденных и их ресоциализации, в частности, за счет участия общественности в устройстве судьбы осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы;
привлечение общественных организаций к работе по повышению уровня правосознания и правовой грамотности осужденных и работников УИС;
использование потенциала религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и работников УИС, а также для социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы; привлечение к работе с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, тюремных священников;
развитие благотворительности, попечительства, создание в каждом территориальном органе УИС, а также при ИУ попечительских советов.

6. Кадровое обеспечение и социальный статус работников УИС

Указанное направление работы предполагает:
определение нормативов штатной численности работников ИУ и СИЗО
на основе принятых норм законодательства Российской Федерации
и международной практики. Установление оптимальной нагрузки на сотрудников УИС, работающих в непосредственном контакте с осужденными и лицами, содержащимися под стражей;
выработку требований к служебному поведению работников УИС, создание правовых и организационных условий для их соблюдения и предупреждения случаев неслужебного поведения;
разработку и принятие мер (стандартов), основанных на единой системе обязанностей, запретов и ограничений, направленных на предупреждение коррупции;
проведение комплекса мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования в УИС и системы поддержания профессиональной компетентности работников УИС;
подготовку высококвалифицированных специалистов за счет перехода образовательных учреждений высшего профессионального образования
ФСИН России на бакалавриат как основной уровень профессионального образования;
повышение качества образовательных программ в области юриспруденции, экономики, государственного управления, усиление антикоррупционной направленности в образовательных программах дополнительного профессионального образования работников УИС;
реализацию политики сокращения штатной численности работников УИС
за счет использования в работе инновационных технологий;
обеспечение высокого социального статуса и престижа труда работника УИС. Законодательное определение системы социальных гарантий, в том числе выделения жилья сотрудникам УИС и членам их семей. Развитие сети региональных медико-реабилитационных центров для профилактики профессиональной деформации, психологической перегрузки и семейного отдыха работников УИС;
широкое применение практики материального и морального стимулирования работников УИС, дальнейшее развитие системы мер поощрения;
повышение качества службы и условий труда работников УИС, соответствующих характеру работы и уровню условий труда работников пенитенциарных учреждений развитых европейских государств;
разработку и реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности службы и создание рабочих мест, оснащенных современными техническими и телекоммуникационными средствами управления процессами охраны, режима и надзора за осужденными и лицами, содержащимися под стражей;
стабилизацию профессионального ядра работников УИС за счет сбалансированности процессов сохранения и обновления количественного
и качественного состава кадров, повышения их профессиональной компетенции;
ротацию руководящих кадров УИС;
разработку и осуществление комплекса мер, направленных на внедрение конкурсной системы замещения должностей правоохранительной службы, включая проведение конкурсных испытаний;
подготовку и переподготовку кадров с учетом дальнейшей дифференциации видов исполнения наказаний, повышения роли альтернативных видов наказаний, пенитенциарной психологии и пенитенциарной медицины, а также педагогических и социальных работников для работы с осужденными за совершение тяжких
и особо тяжких преступлений;
привлечение на работу специалистов, заканчивающих службу
в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах;
формирование работника УИС нового поколения, владеющего новейшими психологическими и педагогическими методиками и технологиями воздействия
на поведение граждан в условиях их изоляции от общества, в том числе и навыками работы с новыми телекоммуникационными системами;
воспитание интеллектуально развитого, стрессоустойчивого, коммуникабельного сотрудника, способного комплексно оценивать
и прогнозировать все последствия принимаемых решений, эффективно работать
в новой реабилитационной системе органов и учреждений УИС, действующей
на основе принципов законности, гуманизма и уважения прав человека;
совершенствование специальной и психо-физической подготовки сотрудников УИС за счет максимального приближения содержания обучения
к реальным условиям оперативно-служебной деятельности, улучшения методического обеспечения и условий проведения занятий. Развитие
и популяризация видов спорта, имеющих служебно-прикладную направленность;
реализация в рамках ведомственного плана комплекса жестких мер по искоренению коррупции и должностных злоупотреблений в УИС. Определение в качестве приоритетов в работе по искоренению нарушений в сфере закупок для нужд УИС, незаконного содействия условно-досрочному освобождению и коррупционного содействия незаконному доступу в места лишения свободы предметов как разрешенных, так и запрещенных
к использованию.

V. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы,
и постпенитенциарная адаптация


1. Развитие альтернатив лишению свободы

Рационализация политики в области уголовного правосудия предполагает рост к 2020 году на 200 тыс. человек общей численности лиц, осужденных
к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией
от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами.
Эффективное применение наказаний, альтернативных лишению свободы,
в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, должно обеспечивать защиту общества от преступника, снижение уровня криминализации общества, разобщению преступного сообщества, снижению численности лиц, содержащихся в учреждениях УИС.
С целью обеспечения эффективного контроля за исполнением осужденным обязанностей и ограничений предполагается использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, автоматизированного компьютерного учета осужденных, внедрение в практику работы учреждений, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, программы психокоррекции личности и изменения поведения.
Для достижения указанной цели необходимо:
совершенствование законодательства в области исполнения наказаний,
не связанных с изоляцией от общества, расширение их перечня за счет введения новых видов наказаний, дополнение оснований применения существующих альтернативных наказаний – исправительных и обязательных работ;
придание работе уголовно-исполнительных инспекций социальной направленности с акцентом на вовлечение осужденных в трудовую деятельность, приобретение профессии или переквалификацию, активизация сотрудничества
со структурами гражданского общества, способными оказать позитивное гуманитарное воздействие на осужденных, оптимизация социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными;
привлечение органов местного самоуправления, занятости населения, образования и здравоохранения, общественности, реабилитационных центров
и иных организаций к процессу социальной адаптации и исправлению осужденных.
В связи с расширением правоприменительной практики судов по назначению альтернативных наказаний, дальнейшей гуманизацией уголовных наказаний, предполагаемой передачей в УИС полномочий по осуществлению контроля
за условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы, прогнозируется увеличение численности лиц, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях.
В этих условиях необходимо принятие мер по формированию качественно новых учреждений, способных эффективно исполнять наказания и иные уголовно-правовые меры без изоляции от общества.
Для достижения указанных целей предусматривается реализация следующих мер:
разработка новых законопроектов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих возложение на уголовно-исполнительные инспекции полномочий по контролю за условно-досрочно освобожденными. При разработке данных нормативных правовых актов необходимо учесть вопросы оказания социальной помощи условно-досрочно освобождаемым лицам;
оптимизация структуры уголовно-исполнительных инспекций
(далее – УИИ). Создание УИИ в районных, городских административно-территориальных образованиях, где они в настоящее время отсутствуют, а также
в целях повышения оперативности работы сотрудников УИИ при осуществлении контроля и надзора за поведением осужденных организация «опорных пунктов» УИИ в отдаленных населенных пунктах, где проживает более 45 осужденных
без изоляции от общества.
В целях обеспечения эффективного исполнения альтернативных наказаний
и мер уголовно-правового характера, контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, необходимы:
закрепление норматива штатной численности уголовно-исполнительных инспекций и доведения его до 2,1 процента среднегодовой численности осужденных, состоящих на учете в УИИ;
обеспечение и внедрение в деятельность УИИ телекоммуникационных технологий, электронного документооборота и ведения электронных личных дел осужденных, создания единой базы учета осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденных от общества;
обеспечение УИИ аудиовизуальными, электронными и иными техническими средствами надзора и контроля в целях эффективного контроля за осужденными без изоляции от общества;
придание социальной направленности работе УИИ, предусматривающей ресоциализацию, формирование правопослушного поведения осужденных
без изоляции от общества;
улучшение материально-технического обеспечения УИИ, а также обеспечение их собственными помещениями;
Выполнение данного комплекса мероприятий позволит создать условия для перехода к принципиально новому качеству функционирования УИС в части исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

2. Обеспечение постпенитенциарной адаптации осужденных,
предотвращение рецидива преступлений

Обеспечение постпенитенциарной адаптации осужденных, предотвращение рецидива преступлений предполагает разработку системы мер по подготовке освобождающегося лица к свободе:
предоставление для лиц, заканчивающих отбывание длительных сроков лишения свободы, возможности прохождения специального тренинга, включающего широкую информацию об изменениях в обществе, новых формах социальной жизни, а для некоторых категорий осужденных – предоставление возможности перевода в колонию-поселение с разрешением кратковременных выездов к месту предполагаемого жительства;
создание условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации, создание которой предусматривается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.
№ 1662-р.

VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Настоящая Концепция призвана на период до 2020 года обеспечить основу дальнейшего развития УИС, приближения ее деятельности к международным стандартам и потребностям общественного развития.
В результате реализации Концепции к 2020 году будут расширены сферы применения уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы, и тем самым созданы условия, исключающие распространение в обществе криминальной субкультуры, создана система регламентированных стимулов правопослушного поведения осужденных, разработана система новых исправительных технологий работы с осужденными, основанных на достижениях психологии и медицины, педагогики и права, повышен уровень материального обеспечения работников УИС, их социально-правовой защиты.
Ожидаемым результатом реализации Концепции является повышение эффективности деятельности УИС, направленной на достижение целей наказания и минимизацию негативных социальных последствий, связанных с изоляцией осужденных от общества.

VII. Этапы реализации Концепции

Первый этап (2010-2012 годы):
утверждение плана мероприятий по реализации Концепции;
разработка нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Концепции;
разработка и принятие федеральных целевых программ по основным направлениям реализации Концепции;
разработка новых форм деятельности общественных наблюдательных комиссий и новых подходов к применению института условно-досрочного освобождения;
подготовка учреждений к перепрофилированию: исправительных колоний общего, строгого и особого режимов, а также части следственных изоляторов
в тюрьмы общего, усиленного и особого режима и колонии-поселения, воспитательных колоний – в воспитательные центры;
формирование организационной структуры медицинской службы уголовно-исполнительной системы, позволяющей обеспечивать эффективную реализацию мероприятий, направленных на достижение единого, соответствующего государственным нормативам, уровня медицинского обслуживания,
как сотрудников, так и лиц, содержащихся под стражей. Проработка вопроса
о предоставлении медицинской помощи осужденным и лицам, содержащимся под стражей, в полном объеме учреждениями здравоохранения, не входящими в УИС.
Второй этап (2013-2016 годы):
перепрофилирование большей части ИУ в тюрьмы общего, усиленного
и особого режима, создание новых колоний-поселений;
анализ проведенной работы и, при необходимости, корректировка мероприятий, предусмотренных Концепцией.
Третий этап (2016-2020 годы) – завершение плановых и программных мероприятий по основным направлениям деятельности УИС, предусмотренным Концепцией. Разработка документа по планированию развития УИС на 2020-2030 годы.
VIII. Финансовое обеспечение

Финансирование мероприятий Концепции осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на указанные цели. При этом объемы бюджетных ассигнований на реализацию расходных обязательств, принимаемых начиная с 2013 года в рамках выполнения мероприятий Концепции, определяются исходя из возможностей федерального бюджета при формировании проекта федерального бюджета и рассмотрении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Мероприятия, связанные с совершенствованием медицинского обеспечения персонала УИС и осужденных, в том числе приведение оснащения медицинских частей и больниц учреждений в соответствие с действующими стандартами, внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения, предполагается осуществлять за счет экономии, достигнутой в результате совершенствования организационной структуры медицинской службы, рационализации системы распределения и использования материально-технических, кадровых ресурсов в пределах бюджетных проектировок, ежегодно определяемых для ФСИН России в рамках бюджетного законодательства


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проект концепции развития УИС России до 2020 г.
СообщениеДобавлено: Пт сен 04, 2015 8:21 am 
Не в сети

Зарегистрирован: Пт сен 04, 2015 8:15 am
Сообщений: 1
Вот статья по теме о концепции развития уголовно-исполнительной системы российской федерации до 2020 года


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Pulse of Trading - Будущая история трейдинга
СообщениеДобавлено: Вт ноя 28, 2023 10:26 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Вт ноя 28, 2023 6:13 am
Сообщений: 1
Откуда: Senegal
Путь Bitcoin: от начала до сегодня!

_________________
Топ криптовалют 2023: полный обзор>>>


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

ФКУ УК УФСИН России по Саратовской области © 2009-2018
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB